В своем прошлом посте я упомянул что веду отдельные списки в большом блокноте и про систему GTD. При этом обещал рассказать про них более подробно. Выполняю свое обещание.
GTD расшифровывается как «Getting Things Done» — это система управления временем, разработанная Дэвидом Аленом и опубликованная в одноименной книге.
Ниже я постараюсь описать ту интерпретацию этой системы, которой пользуюсь я. Как и любая система — в полном ее смысле обычно мало кто использует. «Используете ли вы GTD? Ну, какую-то ее вариацию».
Так в чем заключается система? На вас висит большое количество задач, все нужно сделать срочно, новые задачи продолжают поступать непрерывным потоком. Стресс растет — производительность падает. Знакомо?
Если долго работать в таком режиме — мозг начинает отказывать. Наши бедные однозадачные мозги не приспособлены для работы в многозадачном режиме. Те, кто говорит что это не так — или используют это в свою пользу или нагло врут. Психологи доказали что одновременно человек может быть сфокусирован на трех вещах одновременно. Наиболее развитые индивиды на пяти, но при этом уже начинают испытывать трудности. Теряется фокус. (Попробуйте ехать одновременно на велосипеде, жонглировать и складывать трехзначные числа).
Так как же справляться с большим объемом задач и при этом оставаться в здравом уме, если мозг уже не справляется с объемом информации и задач? Девид Ален предлагает нам обзавестись «внешним мозгом». «Если жизнь выносит вам мозг, то почему бы не вынести его наружу в самом деле?»
Если мы держим задачи в голове — они продолжают висеть на нашей шее и давить на нашу совесть. По этому все поступающие задачи нужно записывать — Записать, выкинуть их из головы и сфокусироваться на текущих задачах. Вернуться к этим задачам можно позднее. Именно в этом заключается «внешний мозг».
В этой системе процесс «выгрузки» разбивается на пять этапов. Все что приходит в голову — записывается в список «Входящие» (Inbox) и после этого происходит процесс организации задач.
Отвечаем на пять простых вопросов:
- Можно ли это сделать? Если нет — задача отправляется в корзину, откладывается на потом или сохраняется для справки. Если да — двигаемся дальше.
- Задача состоит из одного шага? Если нет — создаем для нее отдельный список и заполняем его шагами. Если да — двигаемся дальше.
- Выполнение задачи занимает больше двух минут? Если нет — делаем эту задачу. Если нет — двигаемся дальше.
- Эту задачу должен сделать именно я? Если нет — создаем задачу-ожидания. (Например «Жду пока Вася напишет клиенту») Если да — двигаемся дальше.
- Эта задача должна быть сделана в определенный день/время? Если да — ставим ее в календарь. Если нет — назначаем задачи контекст (например «На работе» или «В магазине» или «Онлайн»)
Исходя из всего этого — заводим столько списков, сколько нужно. Удобнее всего вести такие списки в электронном виде. Есть большое количество программ которые следуют философии GTD. Наиболее полная из них — Omnifocus. Она есть и для мобильных устройств/планшетов и для компьютеров. Главный ее недостаток — цена. Стоит эта программа совершенно неадекватно для планировщика задач.
К тому же, как прирожденный параноик, я не готов отдавать информацию о своих задачах, которые могут быть связаны с моей работой, куда-то наружу. По этому самый безопасный и надежный способ — вести такие списки на бумаге. Эти списки не пропадут если у вас нет интернета или разрядилась батарейка в телефоне. Эти списки не взломают злобные хакеры. Ну и элементарно — список задач в большой тетради формата А4 гораздо удобнее вести чем в телефоне на маленьком экране.
Естественно, невозможно в одном посте описать полное содержание методики, которой посвящено много толстых умных книг. К тому же, мозги у всех разные и не существует универсальной системы, которая бы подходила всем.
Самым правильным подходом будет попытаться найти именно тот путь, который подходит вам лично. И GTD — один из вариантов, с которого можно начать этот путь.
Comments are closed.