Фотопроект «Цифровой шум»

Основная идея (Художественный тезис)

Проект «Цифровой шум: Аналоговые следы» — это художественное исследование парадоксального взаимодействия двух реальностей: эфемерной цифровой и материальной аналоговой. В фокусе проекта — не просто изображение цифровых устройств на пленку, а попытка зафиксировать саму субстанцию цифровой жизни — её эстетику, ритуалы, эмоции и призрачность — с помощью тактильной, медленной и требующей физического воплощения аналоговой технологии.

Мы ставим под сомнение идею о том, что цифровой мир не оставляет следов. Он оставляет их не в виде пыли на архивных полках, а в нашей психике, социальных взаимодействиях и визуальном языке. Аналоговая фотография здесь выступает как инструмент археолога будущего, который раскапывает и материализует эти следы здесь и сейчас.

Ключевая метафора: «Цифровой шум»

  • В цифровом мире «шум» — это помеха, ошибка передачи, нежелательные искажения данных, которые мешают чистоте сигнала. Это то, что стараются устранить.
  • В аналоговом мире «шум» (grain, зерно) — это сама плоть изображения, его душа, фактура, свидетельство физической природы света и химии. Это то, что придает изображению ценность и характер.

Проект предлагает переосмыслить «шум» цифровой жизни — ее ошибки, оговорки, мимолетные и неидеальные моменты — не как помеху, а как ценную текстуру, достойную сохранения в самом материальном виде.

Фотопроект «Цифровой шум» — план съемки

Проект исследует наслоение цифрового и аналогового миров через технику двойной экспозиции

Статус проекта: в процессе
Последнее обновление: 2025-11-02


Концепция проекта

Основная идея проекта: «Мы обрастаем новыми технологиями — как днище корабля ракушками. Но люди — их устремления, желания, чувства и мысли остаются прежними».

Не важно, что передает информацию — пожарная каланча или вышка сотовой связи. Не важно, пытаетесь вы донести свою мысль, встав на бочку или взяв в руки микрофон. Ваши мысли и побуждения будут теми же самыми. Напускная шелуха технологий меняется с годами. Я же хочу показать, что на самом деле двигает людьми.


Список кадров

Кадр 1 — Системы оповещения

  • ID: MSK-20250918-01_MSK #8
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (аналог): Пожарная каланча в Сокольниках (2025-09-23)
  • Слой 2 (цифра): Антенны сотовой связи (2025-09-25)
  • Концепция: «Двести лет назад над нашим городом возвышались вышки пожарной охраны. В случае пожара на них вывешивали флаги днем и зажигали фонари ночью. Прошли годы — город рос, окружающие дома переросли старые пожарные вышки и на их крышах появились антенны сотовой связи. Теперь в случае экстренной ситуации вам на сотовый телефон придет СМС с оповещением.»

Кадр 2 — Человек vs Робот

  • ID: MSK-20250918-01_MSK #9
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (цифра): Человекообразный робот в кибердоме (2025-09-26)
  • Слой 2 (аналог): Незнакомец у метро (2025-10-02)
  • Концепция: «Самое явное и экстемальное противопоставление цифрового и аналогового миров. Люди против роботов. Смогут ли роботы когда-нибудь стать такими же как мы? Будет ли у них то самое, неуловимое, что делает человека человеком? Кстати, а что это? ‘Сердце’, как пели в одной из песен?»

Кадр 3 — Инструменты фотографии

  • ID: MSK-20251005-01_MSK #1,2
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (аналог): Винтажный фотоаппарат (2025-10-05)
  • Слой 2 (цифра): Цифровой фотоаппарат (2025-10-05)
  • Концепция: «Это как разница между снайперской винтовкой и пулеметом — ты или вдумчиво выбираешь цель, часами примериваешься, а потом делаешь один точный, идеальный выстрел. Или берешь скорострельностью и количеством — если из 100 хотя бы 50 удачные, значит ты добился успеха.»

Кадр 4 — Взлом и защита

  • ID: MSK-20250918-01_MSK #16
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (аналог): Замок и набор отмычек (2025-10-21)
  • Слой 2 (цифра): Flipper Zero (2025-10-20)
  • Концепция: «Если есть способ защиты — всегда найдется способ эту защиту обойти. Не всегда с преступными целями. Иногда чтобы эту защиту улучшить, иногда чтобы помочь кому-то в беде. А иногда просто ради развлечения.»

Кадр 5 — Средства передачи

  • Статус: В плане
  • Слой 1 (цифра): Студийный микрофон
  • Слой 2 (аналог): Бочка

Кадр 6 — Письменность

  • Статус: В плане
  • Слой 1 (аналог): Блокнот, перьевая ручка и чернила
  • Слой 2 (цифра): iPad и Apple Pencil

Кадр 7 — Печать

  • ID: MSK-20250918-01_MSK #17
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (аналог): Печатная машинка (2025-10-22)
  • Слой 2 (цифра): Механическая клавиатура и ноутбук (2025-10-22)
  • Концепция: «Очень часто какой-то цифровой объект несет в себе наследие его аналогового предшественника. На смену бумаге и чернильной ленте приходит экран монитора, на смену рычагам и пружинам приходят электронные схемы и микропроцессоры. Но суть остается прежней. Добавляются новые возможности, цель и назначение остается прежним.»

Кадр 8 — Связь с природой

  • ID: MSK-20250918-01_MSK #15
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (аналог): Раскидистое дерево (2025-10-20)
  • Слой 2 (цифра): Сотовая вышка рядом с Бауманкой (2025-10-03)
  • Концепция: «Сотовая вышка, во многом похожа на дерево — цепляется корнями кабелей высокоскоростных каналов связи к земле, тянется антеннами к небу. Говорят что деревья умеют общаться между собой, через корни и на многие километры вокруг распространяя феромоны и семена. Город насаждает новые, цифровые деревья, которые помогают нам с вами общаться. Чаще всего мы их не замечаем. Они давно стали частью этого города.»

Кадр 9 — Наблюдение

  • ID: MSK-20250918-01_MSK #21
  • Статус: В процессе
  • Слой 1 (аналог): Подзорная труба или телескоп
  • Слой 2 (цифра): Камеры наблюдения (2025-10-30)

Кадр 10 — Каталогизация

  • Статус: В плане
  • Слой 1 (аналог): Старинная библиотечная карточка со штемпелями
  • Слой 2 (цифра): Книга с QR-кодом учета

Кадр 11 — Проектирование

  • Статус: В плане
  • Слой 1 (аналог): Бумажные чертежи и логарифмическая линейка
  • Слой 2 (цифра): Программа слайсер и 3D-принтер

Кадр 12 — Производство

  • ID: MSK-20250918-01_MSK #18
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (цифра): Промышленный робот (2025-10-24)
  • Слой 2 (аналог): Токарный станок (2025-10-22)
  • Концепция: «Автоматизированная точность робота против интуитивного мастерства. Беспристрастное выполнение алгоритмов против творческого диалога человека с материалом в процессе производства.»

Кадр 13 — Коммуникация

  • ID: MSK-20251005-01_MSK #3
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (аналог): Уличный таксофон (2025-10-24)
  • Слой 2 (цифра): Серверный шкаф (2025-10-24)
  • Концепция: «Эволюция связи: от осязаемых воспоминаний в таксофоне до безличной эффективности серверного шкафа. Технологии изменили масштаб и скорость, но не отменили человеческую потребность в общении — просто сделали ее невидимой.»

Кадр 14 — Транспорт

  • ID: MSK-20250918-01_MSK #19
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (цифра): Стоянка электросамокатов (2025-10-24)
  • Слой 2 (аналог): Старый велосипед (2025-10-24)
  • Концепция: «Цифровой транспорт как бездушная функция против аналогового велосипеда как живой биографии. Временная аренда против памяти и привязанности, стандартизация против уникальности.»

Кадр 15 — Измерения

  • Статус: В плане
  • Слой 1 (цифра): Цифровой осциллограф
  • Слой 2 (аналог): Аналоговый осциллограф

Кадр 16 — Два древа

  • ID: MSK-20251005-01_MSK #4
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (аналог): Дерево знаний на территории МГТУ имени Баумана (2025-11-01)
  • Слой 2 (цифра): Цифровое древо связи (2025-11-02)
  • Концепция: «Два вида роста: дерево знаний, веками накапливающее мудрость, и цифровое древо связи, мгновенно распространяющее информацию. Разная скорость, разная форма, но общая природа — стремление к развитию и соединению.»

Кадр 17 — Время

  • ID: MSK-20251005-01_MSK #5
  • Статус: Завершен
  • Слой 1 (аналог): Аналоговые часы (2025-11-02)
  • Слой 2 (цифра): Цифровые часы (2025-11-02)
  • Концепция: «Непрерывность против дискретности. Плавный поток аналогового времени против точечных импульсов цифрового хронометража — два разных языка описания одной реальности.»

Статистика

  • Всего кадров: 17
  • Завершено: 12 (71%)
  • В процессе: 1 (6%)
  • В плане: 4 (23%)

Документ обновляется по мере съемки